В тот момент, когда живое существо убивают нейротоксины, смерть приобретает воистину причудливые формы. И, если бы в животном мире было возможным применение принципов Женевского соглашения, то нейротоксины наверняка запретили бы. Эти яды совершенны. Но смерть, которая ими вызывается – страшна. У каждого яда есть свое научное название и свой эффект, о чем мы сегодня и расскажем.
Яд Сиднейского паука, который «взрывает легкие»
Атратоксин стимулирует нервную систему так, что она работает на пределе своих возможностей. Итогом становится то, что давление крови повышается в малом круге кровообращения, альвеолы легких взрываются, и человек тонет, находясь на суше. Интересным и пугающим фактом является то, что яд совершенно безопасен почти для всех животных, в том числе, для млекопитающих, но отлично действует на приматов. Из всех живых существ, от которых пауку стоит защищаться, был выбран именно человек. Яд был найден в Сиднейском пауке, обитающем в Сиднее (Австралия). Этот нейротоксин убивает за пятнадцать минут. Но, примерно тридцать лет назад, был разработан антитоксин, благодаря чему в последние годы не было зарегистрировано ни одного случая укуса паука со смертельным исходом.
Яд скорпионов, вызывающий смертельные конвульсии
В южноафриканском плюющем скорпионе найден доротоксин, который можно назвать одним из самых неприятных ядов. Во время проверки данного токсина на мышах, ученые выявили, что он приводит к судорогам, конвульсиями и гиперактивности, продолжавшейся на протяжении тридцати секунд с момент смерти грызуна. Для убийства крупного животного понадобилось лишь двадцать нанограмм яда!
Яд плюющего скорпиона специфичен тем, что он представлен тремя разными токсинами, из которых скорпион выбирает необходимый для того или иного типа жертвы.
Яд жаб, воздействующий на психику
На теле определенных жаб содержится буфотоксин, который состоит из смеси химикатов и из-за которого человек, лизнув такую жабу, начнет неадекватно себя вести. Среди других алкалоидов яд жабы Bufo содержит 5-MeO-DMT – вещество, которое воздействует на психику подобно мескалину и псилобицину, сочетание которых известно под названием «завтрак Бога». Яд выделяется через железы на задних частях тела жаб и является лишь защитным механизмом. Он оказывается эффективнее смертельных ядов. Он врезается в память хищника, намекая, что этих жаб есть не нужно. И действительно, сложно представить, что творится в голове несчастного хищника, который закусил такой жабой. Впрочем, если хищник не такой уж и крупный, а порция токсина, выделенная жабой – велика, то животное может и погибнуть.
Геморрагическое действие яда гусениц
Примерно двадцать лет назад был зафиксирован первый случай отравления гусеницей Лономии. И с тех по ее вине в мир иной ушло около пятисот человек. Чтобы это количество не казалось незначительным, отметим, что Сиднейский паук за прошедшие сто лет умертвил только тринадцать человек. Исследователям пока не удалось узнать состав этого яда, но зато они смогли изучать последствия его попадания в организм человека. Одна из женщин, которая была ужалена такой гусеницей, умерла от внутричерепного кровотечения. Ученые предположили, что яд действует на протромбины и не позволяет крови сворачиваться. В результате кровь не сворачивается, становится жиже и человек может умереть от любой случайности. То есть, в результате гиперемии внутренние органы могут лопнуть.
Блуждающий паук, вызывающий эрекцию и асфиксию
Бразильского блуждающего паука по способности убивать можно назвать королем всех пауков. Одним из главных компонентов его яда является нейротоксин PhTx3. У мужчин он вызывает сильнейшую эрекцию, которая становится последней в жизни, так как после нее представитель сильного пола становится импотентом. То есть, паук не убивает напавшего на него хищника, а делает его неспособным к продолжению рода. Эффект называется преапизм и вызывается элементом нейротоксина под названием Tx2-6. Кроме того, PhTx3 способен блокировать кальциевые каналы в мышечных синапсах, из-за чего мускулы не могут сокращаться. Когда эффект добирается до диафрагмы, укушенный умирает от асфиксии.
Улитка-конус и мышечный паралич
Обычно улитки не вызывает мыслей об опасности и совершенно напрасно. К примеру, улитка-конус является настоящим убийцей. Она используется один из самых сильных токсинов мира – конотоксин. Настолько сильный яд нужен им для того, чтобы убить жертву как можно скорее. Они хищники, но слишком медлительные. Конусы выстреливают в жертву гарпун с ядом, что делает жертвами и людей, которые собирают раковины. Опасность заключается еще и в том, что разновидностей конуса много (около ста), и каждая из них токсична в разной степени. Некоторые из них жалят не опаснее пчелы, а маленькие разновидности способны убить даже человека. Каждый из подвидом может иметь до пятисот различных разновидностей яда, что дает пятьдесят тысяч вариантов смертельного токсина. Одна из разновидностей обладает болеутоляющим эффектом. Только уже начав умирать, человек понимает, насколько все серьезно, но сделать что-то, чтобы остановить процесс, не может.
Смертельные медузы
Одной из наиболее распространенных смертельно опасных медуз является Irukandj, на которой лежит ответственность как минимум за семьдесят подтвержденных смертельных случаев. Они обитают у побережья Австралии и являются настолько маленькими, что люди, даже будучи ужаленными ими, ничего не замечают. Люди, которых успевают спасти, узнают о том, что их ужалило, лишь от медицинского работника. Жало медузы имеет размер не больше ногтя мизинца ребенка, но содержит сильнейший яд, способный убить взрослого мужчину. Медузы слишком медлительны, чтобы преследовать и добивать раненую добычу, а потому им нужно максимально эффективное средство убийства. При этом, маленькая рыбка от яда умрет мгновенно, а в от человеку предстоит помучиться. Его ожидают серьезная боль в почках и спине, мучительные мышечные спазмы, увеличение частоты сердцебиений и кровяного давления, рвота, чувство нависшей гибели.
Отличная статья. Я раньше не знала о таких ядах. Очень сильно напугали пауки, как сиднейский так и блуждающий.
» Медузы слишком медлительны, чтобы преследовать и добивать раненую добычу»
мини-медузы стали плотоядными?