Нацеливать аппарат на незнакомых людей может казаться страшным делом, но для фотолюбителей это может стать отличным началом пути в большую фотографию. На таком пути могут помочь советы и комментарии к собственным снимкам известного мексиканско-американско-британского фотографа, жителя Лондона Антонио Олмоса.Снимок сделан на оживленной улице. Это меланхолическое фото. То, как юноша смотрит на девушку, может много сказать о феномене мужского желания и взаимоотношении полов
Уличная фотография подразумевает долгое пребывание на улице, так что фотограф должен быть соответственно одет. Я предпочитаю туристические ботинки за их надежность и удобство. Одежда не должна быть помехой для съемок, никаких предметов вроде тяжелых сумок, зонтиков, тяжелого оборудования и штативов. Я беру так мало, как только возможно.
«Мыльницы» вроде Сони Кибершота и Никона Кулпикса – не для улицы: слишком медленные для жанра, где скорость часто решает всё. Айфоны много быстрее, и 5-е уже отличаются хорошим качеством при печати 8×10. Мое любимое приложение для уличной айфонной фотографии – Hipstamatic, позволяющее выбирать объективы и фильтры.
Цвет и размытие еще больше подчеркивают изношенность этого поезда
Можно держаться однообъективных зеркальных камер, где топовые модели вроде Лейки М стоят под ?5 тысяч (за 270 тысяч рублей), а более простые типа Никона D3200, Кэнона 600D или сделанного в ретро-стиле Фуджи X20 – ок. ?400 (30 тысяч рублей) и способны выдать великолепные кадры.
Ручные настройки и выдержка могут пугать, но автоматические варианты рассчитываются для усредненных параметров и могут сделать качество снимка средним. Сперва с ручными настройками вы неизбежно будете ошибаться, но постепенно должно будет выработаться шестое фотографическое чувство, подсказывающее, что поставить в тех или иных условиях.
Здесь всё работает, потому что геометрия галереи Тейт Модерн и Моста Миллениум отводят взгляд от исчезающего человека
Уличной фотографией легче заниматься в местах, где больше людей. В маленьких деревнях невозможно оставаться незаметным. Мегаполисы дают анонимность, больше вещей и тем для съемок. Лучшие уличные фотографы – невидимки.
Правил о том, как создать хороший кадр, не существует. Интересы и восприимчивость различных фотографов очень различны. Одни ищут забавного, я – меланхоличного и люблю снимать в пасмурные дни и печальных людей. Когда будете много снимать, разовьется собственный стиль и будет ясно, что нравится делать, а что – нет.
Первые хорошие кадры у часто получаются случайно. Я однажды фотографировал на улице, где поблизости был панк-концерт, и кто-то вместился в кадр в разрез всем канонам. Кадр можно считать неудачным, сама размытая фигура представляла отличный ход. Мы читаем массу пугающих правил: не отрезать ноги, не упускать голову, однако против каждого правила я могу выставить нарушающее их отличное уличное фото.
Жена выговаривает мужу, напившемуся на скачках. Обрезанный кадр помогает фокусироваться, вынеся за скобки хаос толпы на ипподроме
Еще маленький совет: обращайте особое внимание на свет. Снимайте на закатах или рассветах, пользуйтесь светом из окон, от фонарей, а не вспышкой. Учитесь использовать свет, имеющийся в распоряжении.
Уличный фотограф должен уметь снимать быстро, предугадывать картинку, которая может вот-вот родиться. Хотите снять кадр – снимайте, делайте это инстинктивно, без сомнений. Присматривайтесь, обращайте больше внимание на окружающее – и что-нибудь случится.
Когда вы занимаетесь уличной фотографией, не занимайтесь ничем больше, не пытайтесь совместить ее с прогулками с детьми, собаками или шопингом. Творчество – очень эгоистично. Уличный фотограф должен погрузиться в свое занятие, быть в ударе и в фокусе.
Съемки случайных уличных сцен не требуют разрешения. Если хочется снять крупный план, портрет, можно просто подойти, спросить и быть готовому нормально воспринять вполне нормальный ответ «нет». Однако многие реагируют на просьбу снять их чрезвычайно мило и отвечают «да».
Я люблю схватывать оживленные, яркие сцены, как здесь, на рынке Марракеша, где происходит так много, что соскучиться нельзя никогда
Когда первоначальное напряжение спадет, вы увидите, что большинство не обращает на вас никакого внимания. И если уличный фотограф вежлив и добр, ему отвечают тем же.
Как везде, в уличной фотографии стоить учиться у мастеров. Лучший способ научиться не пропускать хорошие кадры – смотреть массу снимков других фотографов. Даже подражая великим, вы не будете снимать точь-в-точь, как они, наоборот: изучение фотографов помогает открыть и понять собственный стиль.
Изобразительное искусство – тоже отличный источник вдохновения фотографа. Я отправляю студентов в Национальную галерею, особенно в датскую часть. Датские художники 16 в. первыми людьми начали изображать быт и прозаические занятия вроде стирки и уборки, и то, как они писали, прекрасно.
Будьте сами себе редакторами. Профи знают, что можно снять один стоящий кадр из сотни. Подобно писателю, фотографируя на улицах, вы делаете черновую работу, пробуя массу вещей в надежде, что одна сработает.