Ресурс Журдом, известный своими журналистскими расследованиями, проанализировал, каким образом компания Senturia ухитряется делать цены на билеты, даже специалистам в этой сфере кажущиеся невероятными. Согласно Журдому, Сентурия продает супердешевые билеты, пользуясь преимуществами новой ценовой стратегии, тестирующейся на авиалиниях всего света. В этой стратегии в расчет принимаются не только место назначения, но и разнообразная персональная информация вплоть до места проживания пассажира, частоты его полетов, видов путешествий и т. п.
В октябре Международная авиатранспортная ассоциация, включающая 240 компаний (в том числе таких китов, как Вирджин Атлантик, Американские Авиалинии, Авиалинии Южного Китая), дала добро на сбор и предоставление операторам продажи билетов личных данных пассажиров типа перечисленных выше и оценку результатов ценообразования на их основе. При этом пассажиры дают разрешение пользоваться этими данными, но не обязаны разрешать открывать к ним доступ или предоставлять эти сведения.
Перевозчики получили новые возможности для разработки взаимовыгодных предложений, но сразу же появились опасения нарушений границ конфиденциальности, преференций «выгодным» пассажирам с дискриминацией остальных. Прошлой весной подобные обвинения были выдвинуты против авиакомпании Дельта. Два пассажира, сидя рядом, со своих ноутов заказывали билеты на один рейс. Авторизовавшемуся были предложены лучшие условия, правда, компания заявила о сбое программы, продолжавшемся целых 19 дней.
Система продолжает тестироваться, выход из бета-режима может произойти в 2015 или 2016 годах, но компании уже пользуются различными тарифами, исходящими из различной персональной информации пассажиров и аналитических данных. Так, по сведениям Wall Street Journal, гораздо более короткий авиарейс из Вашингтона в Хардфорд, штат Коннектикут может обойтись много дороже, чем полет из Вашингтона в Барселону: компании исходят из предположения, что первым чаще летают обеспеченные бизнесмены.
С «персонализацией» тарифов они стали еще более различаться в различных компаниях. Потому Журдом советует заранее решать, у какой из них покупать авиабилеты, что можно сделать, зайдя на Senturia. Впрочем, многочисленные отзывы, которые можно найти о компании в сети, свидетельствуют о паре слабых мест – не самом простом возврате денег, если полет по тем или иным причинам не состоялся, и сложности с подтверждением брони авиакомпаниями. Однако в Сентурии утверждают, что в подобных случаях действует установка на ведение переговоров с авиакомпаниями, которые и возвращают средства, до победного конца. Возможность «косяков» с бронью можно свести к нулю, если не отправляться в аэропорт, не получив надежное подтверждение. И тогда фантастически низкие цены Сентурии, вероятно, окупят возможный некоторый риск.
Зависимость цен на билеты от личной информации – малая часть пазлов ценообразований крупных авиакомпаний, пояснил Журдом. Эти компании учитывают массу прочих факторов: длину полета и путешествия, уровень обслуживания в аэропортах, время ожидания вылета, день недели, в который куплен билет и день рейса, время года, сезон, праздники и будни. В итоге цены рассчитываются по сложным алгоритмам и даже на тот же рейс и в той же компании могут разительно отличаться. Кроме прочего, если на этом маршруте есть лоукостеры или просто более бюджетные компании, «монстры» учитывают фактор конкуренции и снижают цены, а на монополизированных ими рейсах и направлениях цены могут расти в разы.
Лоукостеры режут цены, минимизируя обслуживание и поднимая стоимость услуг, так что всё, к чему мы привыкли, становится за отдельную плату. Кроме того, они снижают сборы, создавая собственные центры в аэропортах, замораживают цены на топливо, заключая с поставщиками долгосрочные контракты, сокращают типы самолетов (иногда до одного), что сводит к минимуму траты на обучение и обслуживание, лишают сиденья номеров и оставляют один класс (эконом, что упрощает расчеты и экономит время). И это не предел! Выход на рынок супер-лоукостеров типа Southwest и Spirit Airlines привел в США к нежданному падению стоимости всех авиарейсов на 50%, чего не отмечалось с самой отменены правительственной регулировки цен в 1978 году.
С другой стороны, под натиском лоукостеров «монстры» объединяются, так что скоро, по прогнозам экспертов, 4 крупнейшие мировые авиакомпании в результате уже идущего процесса слияний и поглощений могут захватить до 70% рынка.