Отфильтрованный мир пользователей Instagram глазами Клайва Мартина, главреда американского издания Vice.com
— Как вы думаете, какое из последних изобретений человечества не перестаёт сводить весь мир с ума? Правильно, встроенная в мобильный телефон камера. Реклама посредством улыбающихся домохозяек, которые снимают на телефон своих чад, катающихся на сноуборде, и тут же выкладывают эти фоточки в Твиттер, постоянно твердит нам о том, что жизнь проходит, и если мы не будем делать фотографии самых банальных окружающих вещей, все это бесследно канет в лету. И мы никогда не вспомним, как выглядел тот мусорный пакет, что соседи оставили на обочине одним добрым воскресным утром. Эта навязчивая идея нашла свое ярое воплощение в нечто под названием Instagram.
Для тех, кто не в курсе — так как я подозреваю, что вы заняты действительно полезными вещами — Instagram — это популярное приложение-социальная сеть, с помощью которого люди с отсутствием вкуса могут выбрасывать тонны фотографий своей повседневной жизни, придавая им некий богемный лоск. Нет, конечно, мы верим, что целью создателей приложения было дать возможность каждому почувствовать себя хорошим фотографом, но на деле это превратилось в огромный архив фоточек еды (от сендвичей и кофе до жаренных индеек), ног в песке на пляже, ногтей, чьих-то отражений в зеркалах в туалетах по всему миру и прочей ерунды с глупыми подписями.
Обычное фото банок с огурцами никого не удивит, но в фильтрах Instagram мир выглядит иначе, не так ли? Прежде всего, этот эффект Windows Moviemaker появляется на каждом фото, которое вы загружаете здесь, и заставляет их выглядеть дешево и безобразно. Они напоминают съемную квартиру, костюм из полиэстера и, пожалуй, брошенный магазин мебели.
Так или иначе, какой смысл в этих фотографиях? Конечно, можно понять желание запечатлеть важный, романтический или забавный момент для будущей ностальгии, но на самом деле, какие из этих фото пройдут испытание временем? Мы в нашей собственной жизни стали бесцельно жмущими на кнопку туристами. Большинство из картинок так никогда и не покинут карту памяти, на которой они сохранены, а потом будут смыты новыми волнами одноразовых фотографий завтраков.
В основе всего этого переполоха с Instagram есть какой-то подвох. Ценность фотографий состоит в том, что они так или иначе показывают истину, то, что вы бы упустили невооруженным глазом. По крайней мере, они дают интересно искаженное представление о реальности. Instagram, с другой стороны, предлагает ложь. Это отфильтрованная версия реального мира, который прекрасен, если вы Тим Бертон, но Instagram считает, что это начало журналистики улиц.
Давайте подумаем, неужели любой, кто видит бунт, террористические атаки или самосожжения, будет тратить время, размышляя о том, фильтры «Валенсия» или «Нэшвилл» лучше подойдут в дополнение к горящему зданию? Нет. Мир Instagram населяют не фотожурналисты, а люди с избытком времени и недостатком оригинальности.