В портретах, которые поражают наше воображение, обычно сочетается целый ряд различных элементов (среди которых не последний – удача). Следуя приведенному ниже десятку заповедей портретной фотографии, можно добиться подобного сочетания.
1. Планируйте и готовьтесь
Думайте, что хотите снимать, какие настроения запечатлеть. Пользуйтесь внутренним видением при выборе мест съемки и создании освещения. Место может дополнять модель или контрастировать (парадный костюм на герое портрета, стоящем в переулке под дождем). Мягкое освещение красиво и захватывающе, жесткое – драматично и напряженно.2. Выбирайте место правильно
Съемки той же модели в разных местах могут приводить к поразительно разным результатам. Многие портреты снимаются на пляжах, в полях или около разрушенных зданий. И это потому, что подобные места работают!
3. Уделяйте внимание фону
Хороший фон может быть главным отличием фото в семейный альбом и художественного снимка. Фон может быть и простым, но в художественной фотографии он взаимодействует с моделью и создает единое целое. Хороший фон свободен от неуместных вещей, световых пятен, всего загромождающего пространство и уводящего внимание от модели.
4. Наладьте хороший контакт с моделью
Причем лучше до начала процесса съемки. Одна из важнейших составляющих удачного портрета – хорошая эмоциональная связь с моделью. Доверие и уважение, полученное до съемок (хотя бы за чашечкой кофе перед самым началом) создают более высокий уровень сотворчества и открытости. Особо застенчивых, нервных, напряженных героев можно даже попросить «покорчить рожи», подмигнуть, надуть щеки, показать язык. Это будет непривычно, но неизбежно породит гораздо более естественную улыбку и взгляд и просто раскрепостит, избавит от портящей многие портреты зажатости.
5. Изучайте свет
Яркий солнечный свет создает резкие черные тени. Съемки без прямого солнечного света, когда достаточно яркости непрямого окружающего света, избавляют от ненужных пятен и создают прекрасное освещение.
6. Режиссируйте
Люди, когда их снимают, любят, чтобы их направляли и верят: фотограф сделает так, что они будут смотреться хорошо. Потому герои портретов охотно исполняют указания фотографа. Изучая снятые другими портреты и наблюдая за позами людей в жизни, можно создать собственный набор отличных идей для позирования. Массу идей может дать взаимодействие модели с окружающим миром: касание какого-либо предмета, аксессуар, который она держит, взаимодействие с другим человеком. Если поместить что-нибудь около лица модели, это привлечет внимание зрителя к ее глазам.Съемки с участием более одного героя требуют хороших мизансцен, творческих интересных композиций. Не забывайте о трехмерности, располагайте героев и на заднем плане. Ищите или придумывайте интересные углы съемки (в том числе сверху).
7. Думайте о балансе и цвете
Цветовые решения портрета могут исходить из одежды модели и возможностей фона. Столкновения цветов дают драматические эффекты, дополнения – гармонические, увеличивая чувство целостности. Для подбора палитры портрета можно пользоваться цветовым кругом.
В любительских фотографиях на вечеринках или в церкви со вспышкой часто получается ужасный желтый фон. Все дело в соединении разных цветовых температур: холодной вспышки и теплой ламп. Проблему снимает оранжевый фильтр (обычная пленка) на вспышке.
8. Расскажите историю
Хорошая фотография может стоить обложки романа или вдохновить на стихи. Найдите идею для портрета и воплощайте ее в фотографии вместе со своей моделью. Когда особо важен зрительный контакт, можно начать без камеры, дать модели почувствовать себя комфортно, выйти на уровень взаимной близости и глубины сотворчества, поработать над позой, мизансценой, выражением. Затем взять камеру, создать момент и запечатлеть его.
9. Учитесь маленьким хитростям ремесла
Вместо сложного ретуширования ненужных бликов можно просто предложить модели специальную салфетку.
Интересный эффект может дать освещение вблизи: чем ближе оказывается источник света, тем мягче свет ложится. Проблема здесь бывает в излишней яркости освещения, которую не всегда можно убавить. Фотографы снижают интенсивность с помощью нейтральных фильтров. Это дает драматичное и необычное освещение. Эффект можно усилить еще, уменьшив глубину резкости. Это хорошо работает и с искусственным освещением под открытым небом. Малая резкость и фильтр создают эффект легкой недоэкспонированности яркой сцены, а вспышка освещает темный субъект.При съемках под открытым небом иногда мешает сильный ветер. Спасти положение и оборудование могут мешочки, набитые песком. Ту же роль может выполнить рюкзак фотографа или портативный источник питания, привязанный или пристегнутый к штативу карабином.
Портрет может испортить отражение вспышки в очках (особенно хипстерских). Снять их не всегда возможно: это может резко изменить образ, особенно если модель носит очки постоянно. Однако если приподнять дужки на 1 см вверх, на портрете это будет незаметно, а отражения исчезнут.
10. Редактируйте с умом
С помощью редактуры можно смягчить тон кожи там, где на нее падает яркий отсвет или, наоборот, ложится темная тень. Это может сработать и с морщинками.
Сейчас есть очень мощные инструменты для увеличения резкости, но часто они увеличивают резкость по всему снимку, что может испортить вид кожи. В редакторах типа Лайтрума можно увеличить резкость именно там, где это требуется. Иногда всё, что нужно – увеличить резкость глаз.
В создании заповедей участвовали успешные фотографы Джейсон Алден (дважды получал почетное звание британского фотографа года, снимал для агентства Блумберг, Индепендент, Уолл-стрит Джорнел), Джейми Харрисон (его фото украшают обложки знаменитых журналов, он много пишет о фотографии и снимает портфолио для многих фотомоделей), Дэвид Лазар (фотограф National Geographic), Дэмиан Лавгрув (просто гуру света и красоты).