Строгий устав поста создан для монахов с учетом климата древней Византии, а не суровых российских зим. Но и монахи, и святые постились по-разному. Суть – в ограничении себя, и не только в пище, но и во вредных привычках сплетничать, злословить, осуждать, хитрить, жить не по совести, срываться на других и всячески портить им и себе жизнь.
Жалейте батюшек! У них в пост большие нагрузки, особенно во время первой седмицы, когда к ним стоят длинные очереди на исповедь, проходят соборования и длительные великопостные службы. О мере поста лучше советоваться заранее и не заставлять священника с лупой разбирать, какой состав в том или ином продукте. Если такие исследования поддерживают постный настрой, их можно проводить самостоятельно. Нужно верно рассчитать возможности организма и всегда думать, а не слепо следовать правилам, особенно найденным в интернете или по каналу «Одна бабушка сказала».
Пост – благоприятное время, чтобы избавиться от вредных привычек, в том числе к пустословию и скабрезным шуткам «на грани фола». Но убеждение, что пост – настолько серьезное дело, что вообще пошутить нельзя, вряд ли поможет кому-нибудь верно понять православие. И да, святые, избегавшие пустословия, редко, но шутили. А уныние – один из тяжелых грехов, которому тоже не стоит поддаваться.
Если не хочется – конечно, не отмечайте. Но если хочется праздника, то и никакого запрета нигде нет. Как отметить праздник в пост, единого мнения быть не может, но вкусный постный стол – это просто. Кроме того, можно отмечать праздники особым вниманием к добрым делам. Ведь дарить, отдавать и помогать может быть еще приятнее, чем брать и получать.
Как и во всем, что касается веры, не стоит навязывать свои взгляды и нет большого смысла привлекать много внимания к такому обычному делу, как пост. Если же знакомые и родственники проявляют к нему неподдельный интерес, можно и удовлетворить его, честно ответив на вопросы.
Пост – не повод не выполнять свои обязанности или отказываться от важных дел. Это время особой работы над собой, и ответственность и добросовестность – не последние среди тех качеств, которые требуют нашего внимания.
Сомнения по поводу времени зачатия развеивают самые различные дни рождения святых. Супружеская жизнь во время поста, включая зачатие – это их собственное дело, насчет которого снова нет никаких строгих правил.
Все таинства церкви в это время можно совершать, в том числе и крещение. Исключение – таинство венчания. Но и из этого исключения могут быть исключения. А к некоторым таинствам, таким, как исповедь и причастие, в пост рекомендуют прибегать чаще. Соборование же устраивается в пост несколько раз, чтобы все желающие, особенно те, кто не отличается безупречным здоровьем (а кто отличается?), смогли прибегнуть к этому таинству.
Иногда можно услышать рассуждения типа того, что частое причастие не полезно, как солнце, если его слишком много. Но, если воспользоваться этой аналогией, вредны могут быть и долгие бессолнечные дни. Это – таинство, и подогнать его под универсальный закон, подходящий для всех, можно вряд ли. Однако опасности и тяжелые последствия долгого времени без исповеди и причастия, без очищения совести и воссоединения с Богом, описываются во многих житиях и другой православной литературе, а про опасность слишком частого причастия не говорится ничего. Разве что об опасности небрежного отношения к этим таинствам, но это уже другой разговор.
В пост обостряется чувствительность к своим недостаткам, с которыми мы в это время усиленно боремся. «Срывы» кажутся тяжелее, чем в другое время. Бывают и совпадения, и особые «неисповедимые пути Господни», когда именно на пост чаще приходятся различные испытания, страдания, болезни и помогают нам в работе над собой. И не всегда в таких случаях размышления о пользе искушений, напоминания себе о том, чтобы принимать их благодушно, помогают. Тем осторожнее надо быть с такими советами другим. Лучше просто помочь им по мере сил и возможностей.