Лозунг культового итальянского бренда Vespa звучит так: «Не просто мотороллер, а образ жизни». По сути, он стал родоначальником европейской конструкторской школы скутеров. В время Второй мировой войны мотороллеры Vespa были популярны и отлично зарекомендовали себя на полях сражений.
С момента создания бренда в мире продали более 16 миллионов экземпляров. Другие производители пытались копировать Vespa, но ни у одного не было красоты и долговечности итальянского скутера. Под маркой Vespa выпустили много моделей для разных, но существует одна версия, которую уже 60 лет все знают как самый опасный мотороллер в истории – это Vespa TAP 150. Модель создали по заказу французской армии в 1950-х годах, выпускала ее компания ACMA, лицензированный французский производитель моделей Vespa. Впервые в эксплуатацию ее ввели в 1956 году, а в 1959 году модернизировали.
«Боевые скутеры» планировали использовать во время вооруженных конфликтов в Индокитае и Алжире. Всего ACMA выпустила примерно 500 мотороллеров этой модели.
ТАР 150 имеет усиленную раму, 146-кубовый одноцилиндровый двухтактный двигатель, способен развивать максимальную скорость 65 километров час. Боевой скутер оснастили 75-миллиметровым орудием М20, на котором во время езды сидел водитель. Благодаря кумулятивным снарядам орудие могло пробивать броню толщиной 100 миллиметров. На деле Vespa должен быть только транспортировать орудие, хотя из него вполне можно было стрелять, когда оно было установлено на скутере.
Против танков во время индокитайского конфликта эта артиллерия оказалась не очень полезной, но хорошо зарекомендовала против легкобронированных целей в алжирской войне. Vespa 150 TAP планировалось использовать парами, чтобы на одном из мотороллеров перевозилось орудие, на втором – снаряды. Сзади еще крепили прицеп с лафетом для орудия.
Примечательно, что ТАР создали специально, чтобы их можно было сбросить с самолете на парашюте, установив их на специальные поддоны и прикрепив их к ним. После приземления крепления можно было отстегнуть и тут же использовать ТАР-150. Мобильность позволяла скутеру быть эффективным оружием и, одновременно с этим, дешевым. Один Vespa 150 ТАР стоил около 500 долларов. Мотороллеры были идеальным оружием для борьбы с партизанами.