Очень интересно бы понять, почему в школу при посольстве легко удалось пронести не маленький пакетик с наркотиками, а 12 внушительных чемоданов? И почему именно сейчас спецслужбы перехватили рейс с «кокаином», замененным на муку? Попробуем разобраться в ситуации.
22 февраля в СМИ Аргентины появились первые сообщения о том, что в школе при российском посольстве в Буэнос-Айресе нашли наркотики. Сделали это спецслужбы страны совместно с Россией. В здании нашли 389 килограмм чистого кокаина высочайшего качества, расфасованных по 360 пакетам и разложенных в 12 чемоданов. Стоимость его составила 50 миллионов евро. Предположительно, наркотик произвели в Колумбии.
В этот же день министр безопасности Аргентины сообщил о найденных 385 килограммах кокаина, а по данным центра общественных связей ФСБ изъяли 381 килограмм кокаина. СМИ мира и России, в свою очередь, округлили общий объем наркотиков до 400 килограмм.
Как кокаин оказался в российском посольстве?
По сообщению властей Аргентины, сотрудник посольства России нашел кокаин 13 февраля 2016 года. Тогда чемоданы лежали готовыми к отправке в комплексе при посольстве. Есть версия, что их пронес сотрудник «технического состава», уже закончивший командировку в страну. Имени никто не называл, но аргентинские и российские власти подтвердили, что говорили о бывшем завхозе посольства Али Абянове.
Наркотик в здание при посольстве могли привезти на служебной машине. Сначала кокаин оставили в гараже, а потом перепрятали на складе. Отправить груз Абянов не успел, вернувшись в Россию летом 2016 года. Да и сделать этого не мог без досмотра из-за должности и статуса дипломатического груза.
Вообще же, эксперты выдвинули несколько версий того, как наркотики могли оказаться в школе.
Версия первая
Есть версия, что служба безопасности школы знала о наркотике, поэтому Абянов беспрепятственно пронес 12 чемоданов. Этот вывод можно сделать, если знать, что входы здания постоянно охраняют спецслужбы, идет постоянная видеозапись, внутрь пройти не имеют право даже родители учеников. Завхоз мог проходить в технические и складские помещения школы в любое время, пронеся наркотики в здание на школьных каникулах, когда охраны просто не было.
С другой стороны, как оказалось, у посольской школы нет некоторых записей видеонаблюдения. Аргентинские СМИ узнали, что сообщник Абянова и полицейский страны из русской семьи мигрантов Иван Близнюк отключил камеры в тот момент, когда завхоз проносил кокаин в здание.
Версия вторая
Аргентинские СМИ опубликовали материалы прослушки, где есть разговор о предыдущих поставках наркотиков. В них некий мистер «К», предположительно, бизнесмен и владелец партии Андрей Ковальчук разговаривает с Иваном Близнюком об Олеге Воробьеве (инициал «О»).
Воробьев работает первым секретарем российского посольства, но МИД никак не прокомментировал эту информацию.
15 октября прошлого года «К», как слышно в аудиозаписи, рассказал Близнюку, что у него есть «12 ящиков коньяка» (журналисты и эксперты предположили, что имелся в виду кокаин) и две большие коробки «сигар». Он просил отправить за ними автобус или машину. Но тогда «О» не захотел ввязываться в дело, боясь проблем.
Перехват чемоданов с «кокаином»
Около года кокаин хранился в школе. Абянов не мог отправить его дипломатической почтой, так как лишился работы. В итоге, он решился на странный шаг: попросил вернуть вещи из Аргентины в Москву курьерской службой посольства. Тогда Али не знал, что спецслужбы Аргентины уже заменили наркотики мукой.
Для операции по доставке «кокаина» использовали самолет секретаря Совбеза России и бывшего директора ФСБ Николая Патрушева. В начале декабря 2017 года он прибыл в Аргентину с официальным визитом, будто бы выполняя «секретную миссию». Такова была версия СМИ. Представители Совбеза заявили, что подобное невозможно, так как самолет Патрушева никто не использует для перевозки дипломатических грузов и почты.
На фото и видео жандармерии Аргентины виден бортовой номер самолета, куда грузили наркотики. По имеющимся данным, Ил-96 с номером 96023 использует летный отряд «Россия», обслуживающий первых лиц страны. Потом в управделами президента России отметили, что фото с номером борта вполне могли подделать.
Но есть данные из блога Aviones en Ezeiza, что борт 96023 отряда «Россия» находился в Буэнос-Айресе в декабре прошлого года. Он сел в аэропорту Эсейса 4 декабря в 22:30 по местному времени, улетел 5 декабря в 22:30.
Участники дела
Спецслужбы России расследуют дело по статье о покушении на контрабанду наркотиков и распространение наркотических средств (статья 30, 229.1 и 228 УК РФ). Пока им не удалось задержать всех фигурантов дела, некоторых они не смогли выявить.
Под арестом до 13 апреля находится уже упомянутый Али Абянов, бывший менеджер по оптовым продажам Иштимир Худжамов, бывший генеральный директор «Центра правовых услуг» Владимир Калмыков.
В Буэнос-Айресе задержали полицейского Ивана Близнюка и выходца из Владивостока Александра Чикало, которые значатся на сайте консульства как президент и вице-президент фонда «Русские православные меценаты в Латинской Америке».
О задержании предполагаемого организатора канала поставок и бывшего технического сотрудника дипмиссий в Германии Андрея Ковальчука пока ничего неизвестно.
Есть версия, что Ковальчук ответственен за знакомство Близнюка и Чикало с Абяновым. Бизнесмен мог свободно заходить в посольство и уходить из него, не работая в дипмиссии. Сам Ковальчук уверяет, что ввозил в Россию не кофе, а кокаин.
Есть еще несколько неустановленных лиц, которые участвовали в перевозке наркотиков между Аргентиной и Россией, а также, как предположили спецслужбы Уругвая, в другие государства.
Есть еще один факт в деле: в декабре 2016 года, когда российский консул сообщил о кокаине в чемоданах, в Москве нашли застреленным Петра Польшикова, начальника отдела Латиноамериканского департамента МИД России. Представители ведомства уверяют, что дипломат погиб из-за несчастного случая на работе. И связь с делом о чемоданах с кокаином не выявлена.