Наука продолжает двигаться вперед семимильными шагами. За один прошедший месяц май лишь в нейрофизиологии была сделана масса открытий в фундаментальной научной части и в практических аспектах неврологии, имеющей дело с мозговыми расстройствами и болезнями. Иногда новые данные кажутся совершенно парадоксальными. Так, согласно последним исследованиям, наркотическая зависимость может появляться не в самом процессе употребления веществ, а когда пытаются с них «слезть» традиционными, жесткими способами, о чем и свидетельствует появление «ломок». Успех же в бросании курения связан не столько с силой воли, сколько с хорошей синхронизацией между лобными долями и корой мозга.
В той же нейрофизиологии и неврологии постоянно появляются новые методы и слова: кинезиология и кинезиотерапия, тканевая нейроадаптация, лечение активным кислородом, кинезиотейпирование, лазеротерапия и другие. Но иногда всего за месяц происходит столько нового, что просто диву даешься.
В мае произошел новый поворот в изучении болезни Альцгеймера. Всегда считалось, что начало болезни вызывается перепроизводством токсичных пептидов. Согласно новейшим данным, первая стадия болезни обычно связана с недостатками в удалении токсичных продуктов, а не с их перепроизводством. Это может помочь в создании лучших лекарств и подходов к профилактике в группе риска и замедлению течения болезни.
Одно из «узких мест» в лечении нейрофизиологических и неврологических болезней и расстройств – лечение собственно мозга. Недавно только начала развиваться трансплантация стволовых клеток. Пока эта сфера сталкивается с большими вызовами. В частности, в улучшении приживаемости клеток. Однако в мае канадские ученые продвинулись и здесь благодаря экспериментам с новым материалом, гидрогелем, помогающим пересаженным клеткам держаться вместе и улучшающим их целебные свойства.
Неожиданные данные опубликовал в мае журнал Cerebral Cortex. Мы все знаем, что ТВ может сильно влиять на наше поведение. Но оказалось, что реклама «пищевого мусора» особенно сильно действует на подростков, склонных к ожирению. Она прямо и непропорционально активирует области мозга, контролирующие удовольствие и вкус именно в этой группе. Эти данные указывают на возможный механизм формирования нездоровых пищевых привычек.
Биологи-эволюционисты всегда предполагали, что размер мозга имеет значение и связан с лучшей адаптацией. Однако, как ни странно, это никогда не проверялось экспериментально. Пробел заполнили австралийские ученые. Они провели простой, но показательный эксперимент с рыбками-гуппи. Они отобрали две группы гуппи с мозгами, отличающимися по размеру на 12% и выпустили их в полудикий ручей с хищниками. Через полгода оказалось, что «мозговитых» самок гуппи выжило гораздо больше. Неожиданным было то, что самцы не продемонстрировали лучшую выживаемость. Впрочем, исследователи связывают это с чрезвычайно яркой окраской самцов. Их быстро замечают хищники, и мозги справиться с этим недостатком явно не могут.
Ученые исследовали способность кожи осьминога менять цвет и обнаружили, что она чувствительна к свету. Эта кожа содержит опсины, те же, что в глазах. Хотя осьминоги не могут видеть исключительно кожей, она несомненно может чувствовать яркость света и его изменения. Необычно то, что эти ощущения и последующая реакция кожи происходят без участия нервной системы в обработке информации.
Мы верили, что гены, которые мы наследуем от родителей, не меняются в течение жизни. Это не совсем так. Гены и их активность могут значительно изменяться при их метилировании, форме химической модификации. Новые данные наводят на мысль, что модификация активности ДНК особенно интенсивно происходит в нейронах. Изменения в уровне метилирования ДНК могут оказаться критичными для нормального функционирования мозга и процесса общения.
Ученые много лет ищут механизмы, связанные с приобретением наркотической зависимости. Опубликованные в мае новые данные свидетельствуют о важном недостатке в нашем понимании проблемы. Они связаны и с метилированием генов в мозговых клетках. Исследователи изучали кокаиновую зависимость и заметили связь абстинентного наркотического синдрома с эпигенетическими изменениями ДНК. Метилирование определенных генов приводит к абстинентному синдрому, и их изменения становятся особенно заметны после долгого периода (месяца) без наркотиков. Очевидно, зависимость формируется не в самом процессе употребления наркотиков, а при их бросании и может быть уменьшена при употреблении замедлителей метилирования в процессе бросания. Эти данные могут изменить все стратегии избавления от наркотической зависимости. Они же свидетельствуют, что существующие методы делают только хуже.
И еще одна из классических зависимостей, от курения, демонстрирует те же механизмы. Притом новейшие данные говорят о том, что преодолевшие ее часто обладают специфическими мозговыми соединениями, а не особой силой воли. У них часто отмечается лучшая синхронизация долей головного мозга и его соматосенсорной корой. Первые отвечают за тягу к курению, вторая координирует наше чувство осязания и моторику. Исследования говорят, что традиционные подходы к бросанию курения часто терпят неудачу, потому что не обращают внимание на ключевую в этом мозговую связь.
Окситоцин часто превозносят как «любовный гормон», ответственный за материнские, романтические и социальные инстинкты. Однако более тщательные исследования показали интересное сходство действия окситоцина и алкоголя. Оба уменьшают чувство опасности и увеличивают способность совершать рискованные поступки, которых мы избегаем в нормальном состоянии, сообщает ресурс Brain Blogger.