По мнению африканцев, которые живут в Гане, смерть – это не конец существования, а только переходная точка. Поэтому для них чрезвычайно важны похороны, во время которых они стараются отправить в мир иной с человеком любимые вещи. И поэтому в Гане прижилась традиция хоронить людей в гробах в форме акулы, деревянного льва, петуха и много другого. Все зависит от того, о какой реинкарнации мечтал усопший.
Фигурные гробы начали создавать недавно – примерно пятьдесят лет назад, но за эти годы традиция стала важной составляющей африканской культуры. В начале 1950-х годов вождь заказал плотнику паланкин, который бы напоминал семечко какао по форме и не успел воспользоваться им при жизни. Жители деревни решили использовать паланкин в качестве гроба, чтобы показать уважение к руководителю. Фигурный предмет привлек внимание во время пышной похоронной церемонии, рассказы о нем распространились по всему району.
Их услышал плотник Кан Квай. Когда не стало его бабушки, он решил исполнить ее мечту и покатать на самолете. Плотник создали из дерева вава реалистичную копию планера, разрисовал ее, не забыв даже о рисунке на колесах и крошечных окошках. В разборной конструкции парень сделал отсек для тела и запечатал его.
Опят же, о похоронах узнали все. Спустя несколько дней мастер получил новый заказ: родные рыбака заказали ему гроб в форме лодки. Постепенно фигурные гробы – важной частью погребальной традиции в Аккре (столица Ганы). Сейчас африканцы уже в юном возрасте начинают откладывать деньги, чтобы их родственники могли заказать фигурный гроб, соответствующий роду их занятий.
Учителя заказывают гробы в форме карандашей, фермеры – в виде плодов. Плотникам поступают заказы на гробы, форма которых основана на любимом напитке (Coca Cola или пиве), или в форме тотемных животных – крабов, слонов, свиней. Иногда гробы отражают ожидания о загробной жизни, из-за чего их делают в форме современных телефонов, роскошных авто, элегантной обуви. Почетнее всех считается гроб в форме льва, так как в таком образе в последний путь отправляют племенных вождей.
Мастер Кан Квейн ушел из жизни в 1992 году, но его дело продолжают ученики – Паа Джо, Даниель Менса, Куджо Аффуту. О них уже знают не только в Гане, но и в других странах мира, а все из-за того, что в 1990-е годы музеи со всего мира начали покупать гробы мастеров из африканской страны.