Япония на сегодняшний день – единственная на Земле империя. Император Акихито – потомок по прямой линии основавшего страну Восходящего солнца в 711 году до н. э. и ставшего ее первым императором Дзимму. Эта династия, возможно, тоже единственная на Земле, не прервалась ни разу. Японские императоры ведут свое происхождение от Аматэрасу, богини солнца, и сами считаются богами. Правда, смертными.
Даже Сёва («Просвещённый мир», девиз, ставший тронным именем этого императора) Хирохито («изобилие и добродетель»), единственный среди глав государств – союзников Гитлера, остался в своем сане (по настоянию главы ВС США в Японии генерала Макартура) до своей смерти в 1989 году.
Макартур (слева от императора) добился и того, что Хирохито не привлекали к Нюрнбергскому суду.
О том, сколько реальной власти имел Сёва после 1945 года, историки до сих пор спорят. Однако с того времени он стал находить время и для ученых занятий ботаникой и гидробиологией в промежутках между прочтением и подписанием приблизительно 1200 различных документов в день. Кроме того, иногда он выбирал время для путешествий.День рождения Хирохито – национальный праздник, отмечающийся японцами до сих пор. На совещании, где все его приближенные голосовали за войну, как единственное спасение или молчали, Сёва вопреки традиции, предписывавшей императорам молчание, убеждал свой совет в необходимости мирного решения международных проблем и аргументировал свою позицию стихами деда, императора Мэйдзи. Однако во время войны Хирохито, как должно императору, во всем являл себя настоящим патриотом страны. Этот же патриотизм двигал им, когда он, вновь нарушив традицию «молчания императора», воззвал к правительству о необходимости приложения усилий для прекращения войны, а затем и впервые в истории нации обратился к ней напрямую, по радио.Хирохито был вынужден выпустить указ, в котором должен был разъяснить подданным, что он не бог, а человек. Однако японский язык тоже велик и могуч, в указе использованы достаточно двусмысленные выражения, и подданные всё поняли правильно. Вскоре после выхода указа Сёва получил у оккупационной власти разрешение почтить своего предка и почтил Аматэрасу. Позднее Хирохито пояснял, что указ был вовсе не об отрицании его божественной природы, а о том, что страна не нуждается в оккупационной демократизации: она демократизировалась сама, без помощи американцев. Кроме того, указ напоминал японцам о гордости за свою, пусть побежденную, но великую и прекрасную страну.
Великобритания почтила Хирохито званиями кавалера Большого креста Королевского Викторианского ордена, Большого креста ордена Бани и ордена Подвязки. Все ордена были отозваны во время войны, но в 1972 году Сёва был восстановлен в звании рыцаря ордена Подвязки.
Честь в Японии – одна из самых важных вещей, даже в политической жизни. Трое последних покинувших свое кресло японских премьеров ушли добровольно после того, как у них не получилось выполнить свои предвыборные обещания.
Целое десятилетие до национальных катастроф, 1992-2002, Япония стойко держала первое место по своим объемам международной помощи.