Немногие фотографы имеют такой дар съемки животных, как знаменитый Марк Подрабинек. Прочитав его советы, вы сможете понять, почему и захотеть снимать, как он.
Фотография животных – слабость Марка. Когда-то ему, как всякому новичку в фотографии, удачей казалась просто возможность снять какую-нибудь дикую зверюгу. С годами Марк выработал свои правила или скорее советы себе самому. Относитесь к фотографии животных, как к жанру. В зависимости от жанра меняется весь стиль съемки. Можно снять пейзаж с животным в нем, дополняющим картину. Можно репортаж, где важно схватить момент. Все жанры могут быть прекрасны, но снимаются по-разному.
Больше всего Марк любит подход, выросший из шутки о «психологическом портрете» разных зверей. В таком случае фотограф сосредоточивается на портрете, будто речь о человеке. Тут главное – показать зрителю характер животного или хоть его эмоцию.
В жанре животного портрета важно не забывать две вещи. Животные не сидят на месте, и фотографу приходится подстраиваться. Это требует реакции и сноровки. Вторая вещь более обнадеживает: животные честны, не скрывают своих эмоций и тем более не притворяются. Если понаблюдать за ними, они раскроются обязательно. Момент раскрытия должен стать решающим, как у Картье-Брессона. Фотографу, поймавшему этот момент, остается поместить его в нужную композиционную форму.
Животные чувствуют и наши эмоции, особенно страх. Последствия могут быть печальны, особенно на съемках в дикой природе. И, как и с людьми, фотограф должен наладить со своими моделями контакт.
Однажды в Кении Марк «разговаривал» с гиеной «ее языком»: урчал то серьезно и мрачно, а она напрягалась, то весело и приветливо, и она расслаблялась и чуть не расплывалась в улыбке. Общение с животными моделями работает, утверждает Подрабинек. Если это не африканские слоны и носороги, которые не терпят вообще любые посторонние звуки, даже насвистывание самых лучших мелодий.
Классик фотодокументалистики Роберт Капа говаривал: если ваши фото недостаточно хороши, значит, вы снимали недостаточно близко. С фотографией животных это тоже верно. Широкоугольные объективы и минимальная дистанция создают настолько сильный эффект присутствия, что это одно может стать залогом отличного кадра. Естественно, нельзя забывать о собственной безопасности. Каждый фотограф измеряет опасность в соответствии с собственными представлениями о ней, общих правил здесь нет. Но кто подберется ближе, тот может и выиграть. Или наоборот.
Простой, но полезный совет: пробуйте непривычные ракурсы. Фотограф выстроил композицию снимка, сфокусировался на глазах и ждет момента – в этот самый момент стоит посмотреть еще раз повнимательней и подумать: нет ли менее очевидного ракурса. Иногда чем необычнее, тем интереснее. Сам Марк снял большинство своих удачных ракурсных фото с нижних точек и лишь раз сверху, с головы слона. Индийского: с африканским такое бы не прошло. От чисто технических советов Подрабинек воздержался, заметив лишь, что важнее не запоминать значения диафрагмы и выдержки понравившихся кадров, а учиться думать и контролировать съемку самостоятельно и осознанно. Разве что пользоваться точечным экспозамером и непрерывной фокусировкой. Хотя и это не обязательно, оговорился Марк.